Тема:
Использование современных технологий для формирования речемыслительной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку
Из опыта работы учителя СОШ №2 п. Тикси-3 Шиллинг Нели Александровны
Организация речемыслительной деятельности в процессе обучения английскому языку.
Важным требованием современного процесса обучения является максимальная активизация деятельности учащихся, способствующая формированию самостоятельности, интереса к учебе, повышению качества знаний, умений и навыков. Перед учителем выдвигается задача: не только добиваться усвоения образцов речи на репродуктивном уровне, но и стремиться одновременно использовать их для развития и совершенствования мыслительной деятельности учащихся, т.е. развивать у школьников умения речемыслительной деятельности, обучать их способам «формирования и формулирования мысли посредством иностранного языка». Развитие речемыслительной деятельности способствует не только формированию операционной стороны мышления, совершенствованию таких интеллектуальных операций, как «актуализация прошлых знаний, переконструирование, перекодирование, предвидение, планирование, сличение, контроль, обобщение, классификация(, но и развитию продуктивной речевой деятельности учащихся. Методическое исследование проблемы показывает, что адекватное стимулирование речемышления учащихся возможно при формировании всех видов речевой деятельности. Это: дереализация (отрыв от жизненного смысла), деперсонализация ( отрыв от личностного смысла) высказываний, потеря эмоционального контакта с участниками общения, эйфористическая (неоправданно веселая) окраска настроения, бесплодные рассуждения, бессмысленное фантазирование, разрыв между речевым развитием и приобретением навыков деятельности, шаблонность в выражении мысли, навязчивые повторения одних и тех же конструкций речи, увлечение запоминанием слов в ущерб их продуктивному употреблению, повышенная речевая активность без заботы о смысле высказывания, низкая продуктивность речемыслительной деятельности. Все выше перечисленное происходит в том случае, если главное – мотив речемыслительной деятельности.
Мотивом речемыслительной деятельности является всегда осознание проблемы и способа ее решения речевыми средствами. В этих условиях нормальное речемыслительное действие включает три стадии получения речевой и неречевой информации, переработку информации и передачу информации. В силу своей специфики речемыслительная деятельность всегда носит причинно-следственный характер. Именно эта особенность речемыслительной деятельности нередко недостаточно представлена на уроке иностранного языка, который во многом пока еще остается организационной формой для развития скорее речемоторных, чем речемыслительных навыков.
Для стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке важно знать средства, формы, функции, операции, стратегию, тактику речемыслительной деятельности, а также индивидуальные особенности учащихся.
1. Средства речемыслительной деятельности – это психологические орудия, которые делают ее возможной. Речемыслительная деятельность опосредуется вербальными средствами, т.е. грамматически организованными словами. Этот процесс обязательно затрагивает грамматическое оформление речи в ходе овладения иностранным языком. В нем можно выделить следующие этапы:
Овладение грамматическим элементом, Овладение грамматической структурой, Овладение грамматической системой.
Овладение грамматическим элементом будет адекватным, если он используется в речемыслительном действии. Например, вспомогательный глагол to do обычно включается в речь учащихся при изучении вопросительных и отрицательных предложений и после этого используется в кратких ответах на вопрос. Наблюдения показывают, что необходимость краткого ответа возникает в учебном разговоре намного раньше. Учащиеся легко овладевают диалогическим единством типа Who likes coffee? – Tom does. После этого они лучше понимают вопросительную структуру Does Tom like coffee?
Разумеется, при этом решается ситуативная задача: выяснить кто из гостей что любит, и наилучшим образом учесть вкусы каждого.
Овладение грамматической структурой при обучении устному высказыванию имеет свою специфику. Если высказывание организуется как речемыслительное действие, то грамматическая структура становится эллиптической. Практика показывает, что употребление эллиптических структур в разговорных ситуациях способствует лучшему усвоению полной структуры. Например, при разговоре о самых больших городах мира в ответ на вопрос Which is bigger: Paris or London? Ответ естественный – Oh, London, of course. А в ответ на настойчивый переспрос можно сказать: Well, listen. London is much bigger. Sure. Разумеется, в разговорной практике используются не только эллиптические, но и полные структуры. Однако, чаще всего они бывают усложнены дополнительными эллиптическими элементами. Например: Where are you running to? – Oh, to Central Station. Going to London. – Why so excited? – Going home at last, that’s why.
Большое значение имеет форма речемыслительной деятельности.
2. Форма речемыслительной деятельности – это тип обобщения существенных признаков. Формы речемыслительной деятельности бывают абстрактно-логическими, наглядно-образными, конкретно-ситуативными. Абстрактно-логическая форма включает анализ, синтез и логику. Например, при изучении темы «Английский дом» вместо того, чтобы дать учащимся готовое описание типичного английского дома, можно предложить им внимательно осмотреть картину и обнаружить в ней не менее пятнадцати особенностей (details), которые можно часто увидеть в английских домах (fire-place, double-glazed door, staircase, gas-cooker, fridge, freezer, dish-washer, washing-machine, cordless telephone, computer, etc.).
Опираясь на логические рассуждения, учащиеся делают вывод о том, почему в английском доме устанавливают камин, а не печь; почему используют стеклянные двери; почему дома обычно «растут вверх»; почему в доме много бытовой техники и др. В результате такой работы учащиеся самостоятельно строят свои высказывания об английском доме, привлекая дополнительный материал.
Эффективной формой абстрактно-логического мышления является построение смыслового комплекса высказывания (mind map). Например, по теме «Английский дом» в результате анализа учащиеся могут построить следующий смысловой комплекс:
English House.
Washing machine colour TV soft arm-chairs Hot and cold water bedrooms fire-place large bedroom sitting-room warm amenities carpeted floors cosy cordless telephone kitchen light two storeys expensive French windows small garden pay the mort dishwasher Gage thirty years
Washing machine colour TV soft arm-chairs Hot and cold water bedrooms fire-place large bedroom sitting-room warm amenities carpeted floors cosy cordless telephone kitchen light two storeys expensive French windows small garden pay the mort dishwasher Gage thirty years
Данный смысловой комплекс может разрастаться, включать все новые понятия, отражать все более сложное представление об английском доме. Смысловой комплекс служит как бы путеводителем для построения самостоятельного высказывания. Неслучайно его название – mind map (интеллектуальная карта).
Для того, чтобы дальнейшая работа не потеряла своей мыслительной сущности, предлагаются задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классификацию. Например, что можно увидеть только в английском доме? (double-glazed door). Что можно увидеть только в российском доме? (Russian stove). Что общего и различного между значениями английских слов: washing machine, dish-washer, wash-basin? Какие предметы быта вам кажутся наиболее важными? Расположите их в порядке важности для вас.
Задание на классификацию может стимулировать речемышление, если предложить учащимся распределить список известных им слов по группам: creature, plant, thing. Например, frog (creature), boy (creature), sun (thing), water(thing), flower (plant), bread (plant) и т.д.
Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое общение. Например:
- Убедите ваших родителей, что давно уже пора приобрести посудомоечную машину. Подумайте о своих аргументах. Какие возражения могут сделать родители?- Какой подарок вы преподнесете своим родителям и друзьям? Почему? При помощи каких вопросов можно узнать об их привычках и увлечениях?- Какую страну вы хотели бы посетить и почему? Чем она вас привлекает? Обоснуйте вашу точку зрения.
Для выполнения перечисленных заданий требуются дополнительное чтение, самостоятельная подготовка и помощь учителя.
В обучении иноязычной речи полезно опираться на наглядно-образное мышление. Например, при изучении темы «Внешность и внешний вид» можно предложить задание описать «чудовище», используя слова : very big eyes, long and shaggy, ten short and dirty hands и т.д. Другие учащиеся слушают описание «чудовища» и пытаются нарисовать его.
В наглядно-образном мышлении используется память. Учащиеся в течение десяти секунд рассматривают картинку «школы» и затем по памяти строят следующие высказывания о том, что есть и чего нет в школе: There is a teacher’s room on the first floor. There is no swimming-pool at school.
В наглядно-образном мышлении также важны пространственные представления. С их помощью учащиеся пытаются представить, как можно расположить мебель в комнате, как можно пройти к нужному пункту в городе и т.п. Задание выполняется без зрительной опоры.
Для стимулирования речемыслительной деятельности важно также конкретно-ситуативное мышление. Оно осуществляется в процессе восприятия конкретной ситуации, которая чаще всего бывает представлена на картинке или фотографии или как эпизод из видеофильма.
Привычным является описание картинки, однако, описание лишь тогда стимулирует речемышление, когда с помощью описания решается некоторая проблемно-познавательная задача. Она может заключаться в том, чтобы догадаться и описать не вполне понятные детали, дать исчерпывающее название всем деталям, найти их на картинке и назвать не менее заданного количества деталей определенного класса или действий.
Более сложным является рассуждение. Трудность обучения рассуждению кроется в его смысловых и структурных особенностях, требующих от учащихся достаточно развитого, самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами.
Мотивировать речемыслительную деятельность можно, если обучать школьников стратегии высказывания. Высказывание может планироваться и осуществляться как ответ на вопрос, поиск деталей (дат, цифр,имен), поиск подробностей (фактов, сведений, обстоятельств), понимание процесса или явления, умозаключения, гипотеза, осмысление, логическое построение, резюме. Наиболее привычной формой работы является вопросо-ответная форма. Ее стимулирующая роль будет выше, если вопросы не будут направлены на выяснение очевидного. Вопрос стимулирует речемышление, если он направлен на то, что вызывает познавательное затруднение с недостаточной информированностью учащихся, языковой сложностью материала, проблемным характером темы или идеи.
Учащихся необходимо научить самостоятельно делать умозаключения. Умозаключение может быть индуктивным и дедуктивным. Дедуктивное умозаключение строится от общего к частному. Так, при беседе на тему «Время и люди» можно сформулировать следующее задание: All Spartans were strong. This man is strong. Is he like a Spartan?
Индуктивное умозаключение строится от частного к общему. Например, такие задания:
1). Hercules was strong. He was Greek. Were all Greeks strong?2). Isacurus? As legend says? Was the first man to fly in the air. He was Greek. Was the first pilot in the world a Greek?
Стимулирующим речемыслительную деятельность является выдвижение гипотез. Особенно при работе с детективным текстом. Она помогает определить «преступника». При работе с научно-познавательным текстом, гипотеза поможет высказать предположительное решение некоторых проблем: о загадке древнеисторических памятников типа Stonehenge в Англии и гигантских наскальных рисунках мексиканских племен Майя, об исчезновении динозавров и о посещении Земли инопланетянами, об НЛО и о тибетской медицине и др.
Полезно фиксировать ход мысли ученика на классной доске. Например, в итоге выдвижения гипотезы о загадке исчезновения динозавров на классной доске может появиться следующая схема:
Appeared 230 change of the did not die but Million years ago climate changed Died 135 million Years ago 30 metres tall Lived on the land Some began to live In the water
Стимулирует речемыслительную деятельность и осмысление материала. Осмысление может быть пошаговым и целостным.
При пошаговом осмыслении учащиеся обобщают информацию в виде плана, логической схемы или комплекса. Например, работая над темой «Величайшие катастрофы мира», учащиеся познакомились с текстом «Great Earthquakes».
В результате пошагового осмысления текста появилась следующая схема:
Lisbon1755/Great earthquake9.20 a.m.Churches fell downHouses broke downClouds of dustPeople were buried under the ruinsCries and tears, etc.
При целостном осмыслении школьники дают краткий заголовок всей информации, который должен вмещать все особенности содержания.
В заключение, стимулирование речемыслительной деятельности позволяет управлять процессом овладения иностранным языком, преодолевать познавательные затруднения и оказывает общее развивающее воздействие на личность учащихся.