Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Давайте остановимся на методическом аспекте применения ресурсов и услуг Интернета в учебном процессе.
Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих ИЯ пользовааться аутентичными текстами,слушать и общаться с носительми языка,т.е. он создаёт естесственную языковую среду. Но вписать занятия в системе Интернета в реальный учебный процесс сложно. Поэтому мы реально можем расчитывать на возможности Интнрнета обеспечивать нас текстовой информацией. Учитель может до урока подобрать материалы для чтения, что позволит обсуждать с учащимися тексты, письма, проводить лингвистический анализ определённых сообщений, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки неологизмы, отражающие специфику изучаемого языка в культуре народов Великобритании, США, Австралии.
Используя информационные ресурсы сети Интернет,можно:
-
Формировать навыки и умения чтения материалов разной степени сложности, навыки аудирования, если компьютер обеспечен звуковыми колонками.
-
Совершенствовать умения письменной речи, индивидуально составляя ответы на письма,участвуя в подготовке рефератов,сочинений.
-
Пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,лексикой современного ИЯ.
-
Знакомиться с культурой, традициями стран изучаемого языка.
-
Формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.
Значимость Интернета в том, что всегда можно получить самую свежую информацию по разным проблемам: например, разные точки зрения на разные события в разных точках мира, такие как выборы президента,особенности оьразования в разных странах, традициях празднования одних и тех же праздников в разных странах, например, Рождества и т.д.
Я сегодня, в частности, хочу остановиться конкретно на создании компьютерных программ для обучения иностранному языку. Она называется «Welkome to Russia». (8 класс).
В наше время,когда всё шире развиваются связи между разными странами и народами , знакомство с русской национальной культурой, историей и её традициями становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку.
Ученики должны уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры, угостить их чаем и т.д.
Компьютерную программу надо записать в текстовом редакторе и разослать на компьютеры учащихся для парной и индивидуальной работы.
Вся компьютнрная программа разослана таким образом каждому ученику, но отдельное задание даётся каждой паре учеников или одному ученику.
Время выполнения ограничено (10-15мин.). Можно в данный отрезок времени дать любое дополнительное задание по выбору учащихся.
По истечении времени начинается обсуждение и заучивание полученной информации в нетрадиционной обстановке.
Например, учащиеся сидят за накрытым для чаепития столом. В класс входит «представитель турагентства»(им может быть ученик из другого класса, группы, конечно неплохо владеющий английским языком). Он знакомится с ребятами и объясняет цель визита: например, найти школу для приёма студентов из Великобритании.
Дальнейшая беседа учащихся и «представителя» агенства проходит за чашкой чая. «Представитель агенства» выясняет, смогут ли ребята поговорить по телефону, поддержать беседу за чаепитием, показать свой город, подобрать для гостей сувениры и обосновать свой выбор того или иного подарка.
Вся беседа проходит на английском языке с использованием знаний , полученных выполнении компьютерной программы ,жизненного опыта учащихся и знаний ,приобретенных на уроках английского языка . Одновременно хорошо бы проводить запись беседы на видеокамеру ,чтобы впоследствии организовать занятия на просмотре отснятых материалов .исправлении допущенных ошибок ,внесении дополнении к обсуждаемым вопросам и выполнении всех заданий компьютерной программы каждым учеником индивидуально или в режиме Р1=Р2,где это целесообразно.
Учащиеся получают домашнее задание подготовить проекты, например:
-
составить меню для чаепития на английском языке;
-
подготовить концертную программу для гостей ;
-
составить план экскурсии по городу с описанием достопримечательности.
Все выполненные проекты защищаются учащимися, они обосновывают свою точку зрения , а остальные высказывают оценочные суждения.
Компьютерная программа, видеоматериалы, проекты могут быть востребованы в любое время учениками для подготовки бесед по телефону, приёма гостей, сообщений о городе другу по переписке и т.д.
Содержание компьютерной программы «Welcome to Russia!»
An English guest is going to visit our school and spend a few hours here. We have to discuss this event and plan it.
We are going to work in pairs:
Greetings. ( Tasks 1,2 )
Telephone talks. ( Tasks 3,4 )
Tea party. ( Tasks 5,6 )
Idioms. ( Tasks 7 )
An excursion around the town. ( Tasks 8,9 )
Presents. ( Tasks10,11 )
(1). Choose a dialogue for greeting foreign guests and mark it; give headings to other dialogues;
a) – Good morning!
– Good morning! How you today?
– Just fain, thanks. How are you?
– Wonderful! Things couldn’t be better.
b) – Hi! What’s new?
– Nothing much. What’s new with you?
– Not much really. I’ve been pretty busy. Call me up tonight.
– O.K. I’ll call you up later.
c) - Good morning!
– Morning. What’s for breakfast?
– Tea as usual. Eggs, toast and cereal. Coffee, if you want.
– I think, I’ll just have cereal for a change.
– Help yourself. The cereal and sugar are on the table. The milk’s in the fridge.
Key: a, b, «Good friends», «Mother and son».
(2). Make up your own dialogue for greeting guests:
– Good afternoon.
– … …..
– Nice to meet you.
– … …..
– Welcome to our school.
Key: Good afternoon. Nice to meet you too.
(3). Telephone calls. Red and fill missing sentences.
a). – Hello! May I speak to Pat, please?
– Hello! Can you tell me the number?
– 32 44 07.
– Oh, I’m sorry, but you’ve dialed the wrong number.
– Sorry!
b). – Hello! Could I speak to Pat, please?
– Speaking. Who is that?
– This is Andrey! How are you?
– This is Andrey! How are you?
– Fine, thanks. Would you like to come to our school and have a chat with my friends?
– Thanks, I’d like to.
– O.K. I’ll be ready.
(4) – Hello! May I speak to Pat, please?
– … …..
– This is Andrey. Etc.
Key: Speaking. Who’s that? Etc.
(5). Tea party.
Will you choose the items for this tea party and lay the table?
Plates, cups mugs, saucers, glasses, spoons, a knife, a teapot , a sugar-bowl, napkins, a tablecloth, a vase, flowers, a tray, a bread-bean, a sause-pan, kitchen scales, a frying-pan, a samovar.
(6) Which is which? Choose a heading.
a) jam, pies, tea, chocolate, cakes, barankas, sugar, sweets, buisquits, lemon; b) cakes, tea, milk, an apple-pie, buns, bisquits, scones. Key: a) Russian tea, b) Tea in Great Britain
(7). Meals make a very important part of British culture. Prove this fact using idioms.
1. in apple-pie order
2. piping hot
3. to be born with a silver spoon in one’s mouth
4. the proof of the pudding is in its eating
5. one’s man’s mest is another man’s poison
a) родиться в рубашке
б) что полезно одному, то вредно другому
в) в образцовом порядке
г) с пылу, с жару
д) не отведешь, не узнаешь
Key: 1в, 2г, 3а, 4д, 5б
(В процессе выполнения заданий, связанных с чаепитием, учащиеся накрывают стол для приема гостей)
(8). You have to show your town to British guests. Their time is limited. Choose the sights and give your reasons.
Example: I should like to show you our Russian Drama Theatre because I think British people are interested in the theatre performances.
(The Tretyakov Gallery, St. Basils Cathedral, The Red Square, The Art museum named after Pushkin).
(9). What’s this?
a) Famous singers and musicians usually visit this museum on the 25th of May. They take part in musical festivals every year.
b) This monument is situated on the Pushkin square. It is the monument to the famous Russian poet.
c) It is situated on the territory of the Kremlin. It’s very big and heavy. It’s a symbol of Russian military power.
d) It is a very beautiful clock-tower. People can check their time on it. It’s the biggest clock of our country.
e) This place is for you and for me, for our families and for all people who come to Moscow.
It’s the best place to spend leisure-time.
(10). Mark true statements:
a) English people like expensive presents.
b) Presents, made by students themselves impress English people greatly.
c) English people don’t like expensive presents.
d) They like presents reminding them of this or that event.
Key: b, c, d.
(11). Chose a present for our guests: a drawing, a photo of your town, a badge of your town, a book about your town, a record with Russian songs, a bike, a toy car.
Why do you like this present? Key to task 5 (9):
a) It is the Leonid Sobinov Museum in Yaroslavl.
b) It is the monument to Pushkin.
c) It is the Tsar-Cannon.
d) It is the Kremlin Kuranty.
e) It is Gorky park