Сайт Лингва Шиллинг Нели Александровны

Среда, 22.01.2025, 10:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ЭССЕ | Регистрация | Вход

           На пороге нового века существенно изменился контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросло их значение и функция в школе, вузе, на рынке труда, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении иностранных языков. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (например, через Интернет) большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку именно как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что обучение ему предусматривает овладение не только самим иностранным языком, но и ознакомление с литературой, историей и в целом с культурой страны изучаемого языка.
           Владение иностранным языком выступает, кроме того, как средство для овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук – таким образом, он, как и родной язык, является базой для общего и специального образования.
           Новые задачи предполагают изменения в подходах к изучению иностранных языков, в частности, в требованиях к уровню владения иностранным языком, к методической организации материала, к принципам обучения.
           В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования современными подходами к обучению иностранным языкам являются личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный, а также компетентностный подходы. Если при прежней парадигме образования и воспитания цели общего и специального образования определялись прежде всего социальным заказом, а именно формированием гармонично-развитой личности будущего строителя коммунистического общества, то при личностно - ориентированной парадигме речь идет о становлении свободной, развитой, образованной личности, социально мобильной, способной принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, стремящейся к образованию, конкурентноспособной на рынке труда. Это, в свою очередь, предъявляет высокие требования не только к образовательной деятельности ученика, но, прежде всего, к деятельности учителя. Поэтому, на сегодняшний день, передо мной, учителем иностранного языка, стоит задача переосмысления степени свободы, которую получает учащийся в выборе содержания, стратегий, средств обучения и учения. Другими словами, речь идет о создании условий, при которых учащиеся смогли бы осознать свою значимость и ответственность в процессе сотрудничества «учитель- ученик» для успешного хода и результативности процесса овладения английским языком.
            Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными особенностями, и учителю крайне важно их учитывать: одному достаточно маленького совета (например, при организации того или иного вида работы), другому необходимо подробное разъяснение, а третьего и вовсе надо «вести за руку».
            Это требует последовательной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, что в условиях классно-урочной системы требует большого мастерства, последовательности и терпения учителя.
            Ученик должен осознать и принять цели образования, заданные ему обществом, государством, в виде государственного образовательного стандарта, программ, средств обучения, тогда у него появится мотивация к учению. Не менее важно чтобы и учитель принял эти цели, внося свои акценты в целеполагание, учитывая свой жизненный и профессиональный опыт и индивидуальные способности учащихся. Тем самым он оказывает определенное влияние на постановку целей образования для своих учеников (например, имея в виду, что одни ученики больше «гуманитарии», другие проявляют больше склонности к естественно-научным дисциплинам, третьи «технари»), что требует расстановки акцентов в плане целеполагания.
            В законе «Об образовании» говорится: «…общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности» (2,с.7). Главное , с этих позиций в общем среднем образовании – приобщение подрастающего поколения к культурному наследию, выработанному человечеством, к его культурному опыту в целях его дальнейшего развития. Культура является питательной средой для становления, развития и образования человека. Этому служит инфраструктура культуры, в которую входит:
  • Семья (ее культурные традиции, взаимоотношения, уровень образованности членов семьи);
  • Среда обитания (природная и созданная людьми);
  • Социальные институты;
  • Материальные средства;
  • Культурная и образовательная политика государства
            Поскольку при личностно-ориентированной парадигме образования большое значение приобретает средо- ориентированный подход, учителю, а с его помощью ученикам надо знать, как в этих целях может быть использована инфраструктура культуры, например, семья, среда обитания или такие социальные институты, как музеи, библиотеки, культурные и спортивные центры.
            Несмотря на наличие программ, учебников и других учебных пособий, в которых задано определенное содержание образования, учитель лично участвует в отборе этого содержания, а также дозирует материал в зависимости от потребностей и возможностей своих учеников, создавая для них ситуации выбора, стимулируя развитие рефлексии, их стремления к самосовершенствованию, самореализации.
            Ученик, в свою очередь, избирательно подходит к предлагаемому ему программой, учебником, учителем содержанию образования, руководствуясь своими интересами, потребностями, возможностями. Учителю важно вовремя подключиться и направить познавательную деятельность ученика в задаваемое целями образования русло.

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0